Admin/ Биогафии (Личности) Шәхесләр/ 0 комментариев

Yuldashev

АЛМАЗ КИЯМОВИЧ ЮЛДАШЕВ И ЕГО ТВОРЧЕСТВО

Алмаз Кыямович Юлдашев вошел в историю развития науки по механизации сельского хозяйства и автотракторостроения как первый профессор из татар. 26 июля 2016 года прошло 90 лет со дня рождения Заслуженного деятеля науки РФ, Заслуженного механизатора Республики Татарстан, член-корреспондента Академии наук Республики Татарстан, действительного члена Российской и Международной академий аграрного образования, доктора технических наук, профессора Алмаза Киямовича Юлдашева.

А.К. Юлдашев – автор более 400 научных статей в различных научных изданиях и журналах, 12 монографий и учебников, под его руководством защищено 18 кандидатских и 3 докторских диссертаций.

Almaz Kiyamovich Yuldashev entered the history of the development of science in the mechanization of agriculture and tractor construction as the first professor of the Tatars. July 26, 2016 90 years have passed since the birth of the Honored Worker of Science of the Russian Federation, Honored Mechanizer of the Republic of Tatarstan, Corresponding Member of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, a full member of the Russian and International Academies of Agricultural Education, Doctor of Technical Sciences, Professor Almaz Kiyamovich Yuldashev.
A.K. Yuldashev is the author of more than 400 scientific articles in various scientific publications and journals, 12 monographs and textbooks, 18 candidate and 3 doctoral dissertations were defended under his leadership.

Юлдашев Алмаз Киямович родился в городе Чистополь Татарской АССР в семье учителей. Отец, Юлдашев Кыяметдин Исхакович, был поэтом, писал стихи на татарском языке, владел многими восточными языками, был репрессирован в 1937 году. Мать окончила медицинское училище; после ареста мужа работала одновременно на двух работах, дети видели ее лишь в перерывах между работами.

После окончания 8 класса средней школы Юлдашев А.К. сдал экстерном экзамены за 9 и 10 классы. В 1943 году он поступил в Казанский авиационный институт, и в 1949 году окончил его по специальности «моторостроение».

С 1949 по 1953 годы работал конструктором, начальником смены, ведущим конструктором завода №708 г. Казани. С 1 сентября 1953 года стал ассистентом кафедры «Тракторы и автомобили» Казанского СХИ, с 1 ноября в соответствии с сентябрьским постановлением ЦК КПСС (1953 г.) направлен в Казанское техническое училище механизации сельского хозяйства, но по совместительству продолжал работать в Казанском СХИ.
С 1955 по 1959 годы Юлдашев А.К. поступил в аспирантуру Московского института механизации и электрификации сельского хозяйства. Под руководством академика ВАСХНИЛ В.Н.Болтинского выполнил диссертацию по теме «Изменение индикаторных показателей вихрекамерного двигателя при неустановившейся нагрузке», в 1961 году успешно защитил её на Ученом совете Ленинградского СХИ и по данной разработке получил приоритетное удостоверение Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР за номером 23144. В дальнейшем вся его научная деятельность велась в русле этого направления.

С 1962 по 1987 годы заведовал кафедрой «Тракторы и автомобили» Казанского СХИ. За это время под его руководством была создана однопрофильная кафедра, укомплектованная квалифицированными кадрами, при кафедре организовано 16 учебных и 2 научно-исследовательских лаборатории. Алмаз Киямович Юлдашев вел активную преподавательскую работу, разработал спецкурсы: «Динамические характеристики дизелей и газодизелей» и «Автоматизированная система проектирования и эксплуатация дизелей с учетом динамических характеристик».

В 1967 году Юлдашев А.К. организовал проведение межзональной методической конференции кафедры «Тракторы и автомобили», в ней приняли участие представители Горьковского, Ижевского, Казанского, Ульяновского, Чувашского сельскохозяйственных институтов, Поволжского лесотехнического института, Цивильского техникума механизации сельского хозяйства и Управления профессионально-технического образования ТАССР.

С 1970 года эта конференция переросла в систематически проводимые научно-методические конференции кафедр «Тракторы и автомобили» ВУЗов Поволжья и Предуралья. Через каждые два года такие конференции проводились, поочередно, в ВУЗах городов Кирова, Казани, Горького, Перми, Уфы, Ульяновска, Чебоксар, Рязани. В них также принимали участие и политехнические ВУЗы и НИИ Москвы, Ленинграда, Минска, Волгограда, Киева, Ташкента, Челябинска, Свердловска, Хабаровска и других городов.

Формирование единого научно-исследовательского направления под руководством Юлдашева А.К. началось с 1962 года. Анализ существующих работ и имеющийся опыт в этой области позволили сформулировать основные положения научных исследований по теме «Разработка теоретических основ работы скоростных тракторов при неустановившейся нагрузке». К 1965 году был создан комплекс безинерционных приборов, стендов для изучения показателей двигателя в динамических рамках, что позволило провести исследования по изучению вопросов по влиянию неустановившихся режимов на работу топливного насоса и рабочих процессов двигателя. В последующем Юлдашев А.К. занимался внедрением теоретических и экспериментальных работ в производство. Разработка двигателей с улучшенными динамическими характеристиками проводилась в содружестве с заводом КамАЗ и Владимирским тракторным заводом. Рекомендации по улучшению динамических характеристик были учтены при модификации двигателя КАМАЗ-7403.

Выполненные на кафедре под руководством Юлдашева А.К. разработки имеют большое практическое значение и позволяют экономить большие энергетические ресурсы за счет снижения на 15-20 % динамических потерь (экономия энергии может составить для Республики Татарстан около 500 тысяч кВт), достигается экономия дизельного топлива на 20 %.
Обычно при разработке двигателей учитывается лишь стационарный режим работы, регламентируемый Госстандартом. Реально работа двигателя осуществляется в неустановившихся режимах. Это приводит к несогласованной работе систем двигателя и, как следствие, к снижению индикаторных и эффективных показателей, увеличению токсичности и повышенному износу, увеличению расхода топлива. В связи с этим, отечественные двигатели неконкурентоспособны, а затраты энергии в отечественном сельском хозяйстве в 3-4 раза больше, чем при использовании лучших зарубежных технологий.

Юлдашевым А.К. и его учениками разработаны модели динамических характеристик рабочих процессов двигателей в виде дифференциальных уравнений, которые позволяют проследить поведение двигателя МТА трактора и автомобиля в любых условиях эксплуатации с помощью автоматизированной системы проектирования с учетом динамических характеристик. Юлдашев А.К. координирует эту проблему с 1980 года, эти исследования кафедры были представлены в 1983 году на Всесоюзной конференции «Работа двигателей сельскохозяйственных машин в неустановившихся (динамических) режимах», посвященной 80-летию академика В.Н.Болтинского. Конференция была проведена в Казани.

Всего под руководством Юлдашева А.К. было проведено 8 конференций, в 1989 и 1999 годах конференции были посвящены 40- и 50-летию научного направления. В 2003 году Академией наук Республики Татарстан запланирована научная конференция «Использование динамических характеристик рабочих процессов двигателей при проектировании, эксплуатации, диагностике и ремонте».

Кроме научной работы Юлдашев А.К. принимает активное участие в учебно-методической работе «Получение высшего технического образования на двух государственных языках Республики Татарстан», введение технического обучения на двух государственных языках, несомненно, повысит качество подготовки инженеров-механиков. Это концепция была продемонстрирована и доказана при экспериментальном введении такого обучения: средняя успеваемость студентов повысилась на 10 %. В этом направлении Юлдашевым А.К. опубликовано 270 научно-методических трудов, в том числе монографии «Работа тракторного двигателя при установившейся нагрузке», «Тракторы и автомобили» на русском и татарском языках; многочисленные учебники, а также русско-татарский технический словарь.

Алмаз Киямович очень любил жизнь и восторгался природой. Ежегодно он с друзьями отправлялся в походы на Байкал, сплавлялся по рекам Урала и Татарстана, очень любил волейбол. Непременные шутки переполняли его речь, он были искренен в разговорах, мог напрямую высказать свой взгляд на ту или иную проблему.

5 января 2010 года Юлдашева А.К. не стало, однако его вклад в науку и образование бесценен, и светлая память о нём не угаснет.

Авторы:

А.Х.Зимагулов, Заслуженный изобретатель ТССР, д.т.н., профессор.
Р.Г.Нуруллин, Заслуженный изобретатель РТ, к.т.н., доцент

Юлдашев Алмаз Киямович
Оцените данную страницу

Расскажите в социальных сетях или обсудите в комментариях →
Share this Post

Покинуть Комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать это HTML метки и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>
*
*

*

code