2.5. Метод контрольных вопросов

Метод контрольных вопросов применяют для психической активизации творческого процесса. Контрольные вопросы составляются на основе опыта решения схожих задач. Они могут использоваться при совершенствовании производства, продукции, организационных структур и для выявления ошибок при поиске решений различных проблем.
Разработано множество различных списков вопросов, но все они преследуют одну цель – посредством ответов на наводящие вопросы направить ход мысли к получению наиболее сильных решений проблемных задач. Специально подобранные вопросы требуют таких ответов, которые позволяют лучше уяснить проблему и условия ее решения, «подсказывают» возможные пути решения, помогают преодолевать психологическую инерцию.
Вот пример списка контрольных вопросов:
1. Какова основная функция объекта (процесса)?
2. Что представляет собой идеальный объект (процесс)?
3. Что будет, если убрать данный объект (не выполнять процесс)?
4. Какие функции выполняет данный объект (процесс), нельзя ли часть из них сократить?
5. Как можно выполнить основную функцию объекта (процесса) иначе?
6. В какой другой области наилучшим образом выполняется данная функция и нельзя ли позаимствовать решение из других сфер?
7. Можно ли разделить объект (процесс) на части?
8. Можно ли выделить и отделить слабое звено?
9. Можно ли объединить несколько элементов?
10. Можно ли неподвижные объекты сделать подвижными и наоборот?
11. Нельзя ли поменять последовательность операций или исключить предварительные, подготовительные операции?
12. Нельзя ли обратить на пользу вредные факторы и функции?
13. Какие дополнительные функции может выполнять данный объект?
14. Где в объекте (процессе) заложены излишние запасы, и как их использовать?
План действий при использовании контрольных вопросов может быть следующим:
1. Уточнить проблему.
2. Выбрать контрольные вопросы из существующих или составить список контрольных вопросов, наиболее соответствующих характеру решаемой проблемы.
3. Последовательно рассмотреть каждый вопрос списка, пытаясь использовать заложенную в нем информацию для решения проблемы.
4. Фиксировать все возникающие идеи и дополнительную информацию, которую необходимо привлечь к процессу поиска решения.
Результатом использования списков контрольных вопросов может быть целый спектр оригинальных решений или переосмысление проблемы и формулирование ее с других позиций с целью дальнейшего поиска решений.
Приведём еще один список контрольных вопросов. Этот список вопросов составлен английским изобретателем Т.Эйлоартом.
Список контрольных вопросов по Эйлоарту выглядит так:
1. Перечислить все качества и определения предлагаемого изобретения, изменить их.
2. Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные и аналогичные задачи. Выделить главные.
3. Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предложения.
4. Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналоги.
5. Построить математическую, гидравлическую, механическую и другие модели (модели точнее выражают идею, чем аналоги).
6. Попробовать различные виды материалов, состояния веществ, эффекты, виды энергии: газ, жидкость, твердое тело, гель, пену, пасту и др.;
теплоту, магнитную энергию, электрическую энергию, свет, силу удара и т.д.; различные длины волн излучений, поверхностные свойства и т.п.;
переходные состояния веществ – замерзание, конденсация, переход через точку Кюри и т.д.; эффекты Джоуля-Томсона, Фарадея и др.
7. Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.
8. Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.
9. Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая все рассуждения и каждую идею без критики.
10. Попробовать «собственные» (личные) решения: хитрое, всеобъемлющее, расточительное, сложное.
11. Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, играть, играть в теннис – все с ней.
12. Бродить среди стимулирующей обстановки (выставки, технические музеи, магазин для технического творчества), просматривать журналы.
13. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т.д., разных решений проблемы или разных ее частей, искать проблемы в решениях или новые комбинации.
14. Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.
15. Видоизменить решение проблемы с точки зрения времени (скорее или медленнее), размеров, вязкости и т.п.
16. В воображении залезть внутрь механизма.
17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и таким образом создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.
18. Чья это проблема? Почему его? Кто придумал это первым? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?
19. Кто еще решал эту проблему? Чего он добился?
20. Определить общепринятые граничные условия и причины их установления.
В сущности, Эйлоарт задаёт «программу» работы способного изобретателя, который с фантастической настойчивостью пытается решить возникшую задачу. Некоторые из этих вопросов требуют развитого воображения, другие – глубоких и разносторонних знаний. Есть и вопросы по-своему очень тонкие, свидетельствующие о богатом опыте и наблюдательности автора. Интересен этот список еще и тем, что многие его вопросы универсальны и в той или иной степени совпадают с идеями, вошедшими в арсенал теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Учимся изобретать – 2.5. Метод контрольных вопросов
Оцените данную страницу

Расскажите в социальных сетях или обсудите в комментариях →