2.3. Метод проб и ошибок

Метод проб и ошибок заключается в переборе всевозможных вариантов решения изобретательских задач. При этом решение изобретательских задач с использованием данного метода осуществляется перебором вариантов решений примерно следующим образом:
1 шаг. «А что, если сделать так?!» (вариант 1). Если не получился подходящий результат, то переходят к следующему шагу.
2 шаг. «А что, если сделать по-другому?!» (вариант 2). Если решение получается ошибочным, то переходят к следующему шагу.
Такой последовательный процесс осуществляется до получения более или менее приемлемого решения изобретательской задачи (рис. 2.1).

2.3. Метод проб и ошибок

Рис. 2.1. Демонстрация метода проб и ошибок

 

Поэтому метод и назван методом проб и ошибок.
Например, выдающемуся американскому изобретателю Томасу Эдисону в поисках устойчивого к перегоранию волоска для электрической лампы пришлось поставить 8000 опытов, так скажем, он проверил все – что можно. Эдисон провел 50 тысяч опытов, чтобы изобрести щелочной аккумулятор (1914 год). Однако при этом опыты проводились бессистемно, без какого-либо предварительного плана. Это можно и понять, так как в конце XVIII века наука находилась в ином состоянии, чем ныне, поэтому изобретатели того времени были вынуждены идти практически на ощупь, бесконечно экспериментируя с имеющимся материалом.
На протяжении истории человечества отрасль техники непрерывно обогащалась всё новыми и новыми приёмами изобретательства. Таким образом формировался путь от случайного открывательства к планомерному решению новых технических задач.
Конечно, в методе проб и ошибок есть некая систематика. Используя метод проб и ошибок, изобретатель не работает вслепую, поскольку опирается на собственный накопленный опыт и знания. Вслепую работает лишь природа, создавая свои творения. Обезьяна, беспорядочно нажимая на клавиши клавиатуры, может написать роман наподобие романа «Война и мир», однако для этого ей потребуется около 2 миллионов лет беспрерывного «стучания» по клавишам.
В конце XIX века процедура применения метода проб и ошибок была усовершенствована Томасом Эдисоном. Поскольку в его мастерской работало до тысячи человек, то это позволяло одну техническую проблему разделить на несколько задач, и по каждой задаче одновременно, параллельно вести проверку вариантов. По сути дела, Эдисон изобрел научно-исследовательский институт (и это, возможно, величайшее его изобретение).
Однако метод проб и ошибок и основанная на нём организация творческого труда пришли в противоречие с требованиями современной научно-технической революции, поскольку стало расточительным тратить время и средства на перебор множества пустых вариантов. Оказалось, что случайное нахождение решения неэффективным методом многочисленных проб и горестных ошибок в настоящее время не оправдывает себя.
Мысль о необходимости разработки эффективных методов решения творческих задач высказывалась давно. В частности, в сочинениях (а конкретно в седьмом томе «Математического сборника») греческого математика Паппа из Александрии, жившего около 300 года н.э., впервые введен термин «эвристика». Эвристика – это наука о том, как делать открытия и изобретения.
И хотя Папп ссылается на своих предшественников Евклида, Аполлония Пергамского и Аристея-старшего, возникновение эвристики связывают с его именем. В дальнейшем к проблеме создания эвристики обращались многие математики, например Рене Декарт, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Бернард Больцано и Жюль Анре Пуанкаре.
Примерно начиная с середины 1940-х годов в Америке и Европе почти одновременно появляются публикации о нескольких методах решения творческих задач: мозговом штурме (американский психолог Алекс Осборн), синектике (Уильям Гордон), методе фокальных объектов, морфологическом анализе (швейцарский астрофизик Фриц Цвикки) и др.
Осборн, Гордон и Цвикки впервые на практике доказали возможность управления творческим процессом, что позволило бы организовать планомерный перебор вариантов решений и исключить пустые пробы, заведомо ведущие к ошибкам. Можно к этому добавить и то, что сказано Джоном Берналом: «Творчеству можно учиться ничуть не хуже, чем всему другому».
В общем случае при решении сложных задач рекомендуется применять метод Рене Декарта, заимствованный из математики:
1. Ограждать себя от всякой торопливости в суждениях и от всяких предвзятых мнений.
2. Каждый трудный вопрос разлагать на столько частных вопросов, чтобы стало возможно более легкое их разрешение.
3. Всегда начинать с простейшего и постепенно переходить к более сложному даже там, где не представляется естественной постепенности, все-таки устанавливать некоторый порядок.
4. Везде составлять насколько возможно полные обзоры сделанного предшественниками, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

Учимся изобретать – 2.3. Метод проб и ошибок
Оцените данную страницу

Расскажите в социальных сетях или обсудите в комментариях →